+7 (499) 394-39-78support@mosadvisor.ruБесплатная консультация

Защита прав потребителей

Каждый человек в нынешних реалиях является потребителем товаров и услуг, так как не имеет возможности произвести все необходимое для жизнедеятельности самостоятельно. За хлебом мы ходим в булочную, а не печем его сами, чинить кран приглашаем сантехника, предлагающего свой квалифицированный труд.

Да, потребители получают в результате каждодневных сделок определенные блага, однако все чаще сталкиваются с нарушением продавцами (изготовителями, исполнителями) своих прав.

Заказать бесплатную консультацию

В России права граждан при приобретении товаров и услуг защищаются Законом о защите прав потребителей, который регулирует отношения между двумя субъектами правовых отношений:

  • потребителями – лицами, приобретающими товары и услуги для личных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью
  • субъектами предпринимательской деятельности — коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является получение прибыли.

Первым субъектам правоотношений законодательно предоставляются рад гарантий защиты их интересов, которые выражаются в возможности реализовать следующие права:

  1. Право на получение всей необходимой и достоверной информации о товаре или услуге
    (информация о товаре или услуге должна быть предоставлена заблаговременно, чтобы обеспечить возможность потребителю сделать правильный выбор)
  2. Право на приобретение качественного товара или услуги
    (товар или услуга должны соответствовать нормам, устанавливающим качество соответствующей категории товаров или услуг: ГОСТам, СНИПам, регламентам и т.д.)
  3. Право на возмещение ущерба и убытков
    (гарантируется возмещение ущерба и убытков, которые были причинены некачественным товаром или услугой, или предоставлением недостоверных сведений о товаре или услуге)
  4. Право на безопасное потребление
    (приобретаемая вещь не должна причинять угрозу жизни и (или) здоровью или создавать опасность причинения жизни и (или) здоровью)

Общественные и правительственные организации в сфере защиты прав потребителей

Если коммерческая организация отказывается выполнять требования закона и препятствует потребителю в реализации его законных прав, последний вправе обратиться за защитой в государственный орган, общественную организацию или в юридическую компанию.

Выбрать орган, которому доверить защиту нарушенных продавцом (изготовителем, исполнителем) прав, должен сам потребитель. Обращение за защитой в государственный орган не лишает потребителя возможности обратиться за помощью в общественную организацию или в юридическую компанию.

Основным государственным органом, уполномоченным защищать нарушенные права потребителей, является Роспотребнадзор. Оставить обращение на нарушение своих прав можно в электронном виде через сайт Роспотребнадзора:

Защитой прав потребителей занимаются также и другие органы исполнительной власти в рамках своей компетенции:

  • Госжилинспекция
  • Департамент здравоохранения
  • Органы Полиции
  • Прокуратура и д.р.

Помимо органов государственной власти, защита прав потребителя осуществляется и общественными организациями, в частности Обществом защиты прав потребителей. Не обладая властными полномочиями, основное направление их деятельности сводится к общественному контролю за соблюдением законодательства в данной сфере. Наряду с этим,

Общество предоставляет бесплатную консультацию юриста и помощь юриста в подготовке процессуальных документов (например, претензий к коммерческой организации) и дальнейшем представлении интересов потребителя в судебном процессе против недобросовестного коммерсанта.

Статья с фото - Защита прав потребителей

Таким образом, можно выделить несколько субъектов защиты нарушенных прав потребителей:

  1. Государственные органы – обладают властными полномочиями, но не сильно заинтересованы в исходе дела, так как зарплата сотрудников не зависит от количества обработанных обращений граждан и эффективности их разрешения
  2. Общественные организации – осуществляют общественный контроль и не обладают властными полномочиями (не могут инициировать проведение проверки, выдать предписание нарушителю)
  3. Юридические компании – прямым образом заинтересованы в исходе дела, так как получают вознаграждение за свою деятельность.

Вместе с тем, если конфликт между коммерческой организацией и потребителем не был разрешен после обращения в государственный орган или общественную организацию, последнему остается искать защиты нарушенного права в суде.

Юридическое сопровождение — от составления иска до полного исполнения решения суда

Как показывает практика, коммерческие организации, нарушившие права потребителей, не торопятся разрешить возникший спор и удовлетворять заявленные потребителем требования.

Коммерческая компания уже просчитала для себя экономическую сторону вопроса: – устно будут жаловаться на некачественные товар или услугу – 50% потребителей, напишут претензию – 25%, обращаться с иском в суд только – 10%. При таких обстоятельствах коммерческой компании выгоднее не признавать нарушение прав потребителей, а отвечать «отписками».

Обратившись в государственный орган, потребитель далеко не всегда получает результат в виде реального восстановления нарушенных прав. Нередко возникают ситуации, когда государственный орган проводит проверку, выдает предписание об устранении нарушений, а коммерческая организация их попросту не исполняет. Дальнейший контроль со стороны государственного органа либо отсутствует совсем, либо сводится к обязанию продавца выплатить в бюджет государства незначительный штраф.

Такое положение дел приводит к тому, что для фактического получения компенсации за некачественный товар или услугу необходимо инициировать судебное разбирательство и это единственное эффективное решение проблемы с недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

В общем виде восстановление нарушенного права потребителя выглядит следующим образом:

  1. Если в устной форме не удается разрешить спор с коммерческой организацией, то необходимо составить претензию и направить ее по почте на юридический адрес коммерческой организации (найти его можно на сайте Федеральной налоговой службы, введя ИНН организации-продавца). Претензия направляется Почтой России ценным письмом с описью вложения.
  2. В случае отсутствия ответа на претензию или получения отказа в удовлетворении заявленных требований, необходимо собрать доказательства и подготовить исковое заявление, грамотно обосновав свою позицию со ссылками на нормативные акты.
  3. Инициировать судебное разбирательство путем направления искового заявления в суд, получить решение суда, которым восстанавливаются нарушенные права потребителя;
  4. Получить исполнительный лист и инициировать исполнительное производство.

Защита прав потребителей - Фото

Российское законодательство предоставляет потребителям дополнительные правовые гарантии, что выгодно отличает их от других категорий гражданских истцов. По общему правилу гражданский иск может быть подан только в судебный орган по месту нахождения ответчика. Исковое заявление о защите прав потребителя может быть подано в один из следующих судов:

  • по месту постоянной или временной регистрации потребителя
  • по месту регистрации ответчика – коммерческой организации
  • по месту исполнения договора, заключенного между потребителем и коммерческой организацией

Отдельные гарантии предоставляются и в отношении государственной пошлины за судебное урегулирование спора. При подаче искового заявлении по данной категории дел и сумме иска до 1 000 000 руб. нет необходимости оплачивать государственную пошлину.

Почему мы? — преимущества обращения в юридический центр Advisor

Профильным направлением деятельности Юридического центра Advisor является защита прав потребителей. Позвонив нам, Вам будет предоставлена квалифицированная и максимально полная консультация юриста с правовым анализом Вашей ситуации и вариантами решения возникшей проблемы. Наши специалисты проанализируют ваше дело о определят наиболее эффективные способы защиты Ваших прав. Также будем рады сопроводить ведение Вашего дела, начиная с этапа досудебного урегулирования спора с недобросовестным продавцом и до момента получения Вами денежных средств в счет возмещения нарушенного права.

Причины сотрудничать с нами:

  1. Большой опыт представления интересов наших доверителей, подтверждающийся нашей судебной практикой
  2. Проводим квалифицированные, полные юридические консультации бесплатно
  3. Демократичные цены на юридические услуги и гибкая система расчетов
  4. Оказываем услугу «под ключ». Единственное, что от Вас потребуется — оформить нотариальную доверенность на сотрудников нашего Центра!

Получить бесплатную консультацию